Понимание Невербальных Ориентиров Детей
Важность невербальной коммуникации на этапе, когда речевые навыки у детей еще не до конца развиты
Многие родители часто сталкиваются с трудностями в интерпретации невербальных сигналов своих малолетних детей. Хотя дети, как правило, к двум годам могут распознавать и использовать около 200 слов, в обыденной речи они применяют лишь около 50 из них. Таким образом, они передают свои потребности преимущественно через невербальную коммуникацию. Необходимость уметь распознавать такие сигналы становится жизненно важной, чтобы избежать эмоциональных вспышек у ребенка.
Как распознать невербальные сигналы ребенка
Образ мышления детей не обязует родителей читать их мысли. Однако выражения тела и жесты могут подсказать, как действовать в различных ситуациях. Рассмотрим распространенные жесты и их возможное значение.
Стоит, скрестив руки, перед новой игрушкой
Как воспринимается родителями: «Эта игрушка мне не интересна!»
Потенциальное значение: «Я испытываю волнение и неуверенность».
Скрещенные руки могут сигнализировать о множестве состояниях, но у малышей они часто означают дискомфорт. Если ребенок сталкивается с чем-то новым, например, с игрушкой, он может не понять, что это за предмет рядом с ним. Реакция в виде скрещенных рук означает, что ему требуется время.
Совет: Позвольте ребенку привыкнуть к новинке, не давите на него с обязательством взаимодействовать сразу. Дайте пример, показывая интерес к объекту, но не настаивайте на его немедленном использовании.
Прячет лицо при встрече с близкими
Как воспринимается родителями: «Я не хочу ее видеть».
Потенциальное значение: «Я не хочу, чтобы она меня видела».
Это может быть временное нежелание к взаимодействию. Ребенок, вероятно, просто переживает новые эмоции и не готов их выражать. Он может улыбаться или быть погруженным в игру, но если тревожится, то просто скрывается от ситуации.
Совет: Сохраняйте спокойствие и не навешивайте ярлыки. Поддержите ребенка, предоставив ему возможность вернуться общение, когда он будет готов.
Уклонение от зрительного контакта
Как воспринимается родителями: «Я сделал что-то плохое».
Потенциальное значение: «Я переживаю из-за совершенного поступка».
Недостаток зрительного контакта может не обязательно означать попытку скрыть проступок. Это может быть следствием чувства вины или стыда. Для ребенка это возможность осознания своих эмоций.
Совет: Проявите поддержку, объясняя ребенку, что ошибки — это норма. Помогите ему разобраться и устранить негативные последствия.
Индивидуальное исследование мира
Как воспринимается родителями: «Оставьте меня!»
Потенциальное значение: «Я хочу попробовать сделать это сам».
Ребенок начинает познавать свой мир и доверять своим возможностям. Это нормальный этап развития, основанный на желании быть самостоятельным.
Совет: Позвольте ему исследовать окружающее пространство, если это безопасно. Такие действия помогают ребенку расти уверенным в себе.